KINOGLAZ

ГИЛЬДИЯ КИНООПЕРАТОРОВ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ

05.04.2016
Встреча членов Гильдии с представителями технических служб Первого канала и ВГТРК.

8 февраля состоялась встреча членов Гильдии кинооператоров с представителями технических служб «Первого канала» и «ВГТРК». В ходе встречи освещались вопросы, связанные с современными технологиями трансляцией кино- и телепрограмм, с контролем соответствия технических параметров кино-видео материалов, принятых к показу, на всех этапах их подготовки к эфиру.

От «Первого канала» на заседании присутствовали: руководитель отдела технического развития Службы Генерального продюсера Дмитрий Волков, заместитель руководителя отдела технического развития Службы Генерального продюсера Игорь Ядыкин, главный специалист отдела технического развития Службы Генерального продюсера Виталий Рогатнев, руководитель отдела предэфирной подготовки Дирекции кинопоказа Анна Иванова; представителем ВГТРК выступил заместитель руководителя производства технологического департамента Леонид Звонарев.

От Гильдии кинооператоров на встрече присутствовали Президент Гильдии Игорь Клебанов, старший консультант Гильдии Оксана Уланова, а также известные российские операторы: Эдуард Гимпель, Александр Ильховский, Владимир Климов, Евгений Корженков, Юрий Невский, Алексей Родионов, Юрий Любшин и Максим Трапо.

Как замечают сами операторы, сегодня на этапе пост-продакшен стилистика картин меняется кардинальным образом. В итоге аудитория лишается права оценить первоначальную задумку оператора. Операторы сходятся во мнении, что сообществу необходима творческо-техническая комиссия, которая выступила бы третейским судьей в конфликтах между продюсерами кинокартин и руководителями ОТК телеканалов.

В ходе заседания собравшиеся рассмотрели спорные случаи во взаимоотношениях со службами технического контроля телеканалов из личной практики кинооператоров. По итогам встречи в Гильдию кинооператоров были переданы технические требования к видеофонограммам, с которыми сейчас можно ознакомиться на сайте сообщества.

В основном сформулированные вопросы сводились к несоответствию характера изображения, которого добивался оператор, тому которое он впоследствии наблюдает в эфире. Кроме того операторы просили представителей технических служб более открыто информировать творческую часть кинопроизводства о стандартах и технических условиях материала получаемого от съемочных групп, а также параметров трансляции изображения на различных телевизионных каналах. Собравшиеся попытались найти причины и решения, которое позволило бы исключить претензии обеих сторон, одинаково заинтересованных в высоком качестве, представляемого на суд зрителей изображения..

В целом позиция первого канала, по словам Д. Волкова, сводится, с одной стороны, к глубокому уважению  творчества операторов, а с другой наличию нормативов приемки исходных материалов которые не перерабатывались с 2004 г и остаются едиными для всех. Эти нормативы были впоследствии представлены Гильдии операторов. Он признает, что претензии типовые, но технические средства цифрового телевидения в настоящее время, к сожалению, определены параметрами, которые в итоге ограничивают динамический диапазон, который возможен при съемке. Претензия к операторам заключается в том, что они иногда выходят за пределы того динамического диапазона, который пропускает телевизионный тракт. Поэтому, рекомендация заключается в том, чтобы динамический диапазон, который оператор первоначально берет, не был шире того, который существует для цифрового тракта.

Дальше разговор коснулся заметной разницей в эфирном качестве одних и тех же картин, демонстрируемых на разных телевизионных каналах. Причем качество эфирного изображения вовсе не зависит от иерархии этих каналов.

В. Климов обратил внимание, что порой технически изображение укладывается в параметры тракта, но его принцип противоречит усредненному подходу к картинке со стороны технических служб. Иногда драматургия требует либо притемненного изображения, либо, наоборот, разбеленного.

 По словам А. Ивановой есть документ, в котором расписаны параметры субъективной оценки качества кино-видеоматериалов. И эти требования разрабатываются на основе физиологии человеческого глаза и психики восприятия. Субъективный контроль – это не дело вкуса. Чем больше в картине артефактов, тем ниже оценка материала. И нет такого, чтобы отдельные вещи были не разрешены операторам вообще.  И в кино, и на телевидении требования по субъективному контролю абсолютно одинаковы. В основном, мы предъявляем претензии к техническим бракам.

Э. Гимпель поднял тему зависимости результата работы оператора от взаимоотношений с продюсерами, которые, исходя из бюджета диктуют и способ съемки и условия цветокоррекции, не думая о том, что изображение на экране идет под фамилией оператора, который, последнее время, все слабее и слабее контролирует техническое обеспечение  и съемочного процесса и, прежде всего, постпродакшна. Но бороться с этим и операторы и ОТК должны совместно, каждый со своей стороны.

А. Родионов остановился на необходимости добиваться технически грамотного изображения без потери детализации в светах, без недодержек, заставляя ОТК каналов вытягивать низы, снижая тем самым контраст за счет отсутствия черного. Главной целью встречи он назвал восстановить обратную связь с ОТК, которая давно была утрачена.

Представители каналов уточнили, что существуют нормативы, которые прилагаются к договорам с производителями контента, и они общедоступны. И если возможны споры по поводу субъективной оценки, то по поводу государственных стандартов их быть не может, и, значит, все стороны должны разбираться и следовать этим нормативам.

Президентом Гильдии И. Клебановым было высказано предложение создать техническую комиссию для решения спорных вопросов. Тема продолжения не получила, но А. Иванова отметила,  было бы полезно находиться в контакте с ОТК до начала съемок и поддерживать связь во время съемочного периода.

Е. Корженков заметил, что разумно было бы инициировать процедуру лицензирования компаний, занимающихся производством и постпродакшном, чтобы реально контролировать выходное качество изображения кино- и теле- фильмов.

Подводя черту, И. Клебанов с сожалением отметил, что кинематограф потерял не только институт редактуры, но и институт выходного контроля, что реально снизило качество фильмопроизводства. 

Член Правления Гильдии

Ю. Любшин