KINOGLAZ

ГИЛЬДИЯ КИНООПЕРАТОРОВ СОЮЗА КИНЕМАТОГРАФИСТОВ РОССИИ

05.04.2016
Семинар «Авторские права в кино: как это работает»

23 марта в Конференс-зале Союза Кинематографистов России прошел семинар под названием «Авторские права в кино: как это работает». Семинар проводился по инициативе Гильдии Актеров и Гильдии Каскадеров.

Ничего особенно нового и окрыляющего услышать не удалось, но между строк можно было прочитать, что авторское право как находилось на пещерном уровне так там и остается.

Основная проблема, конечно, связана с тем, что практически все работники вынуждены трудиться в формате «Индивидуального Предпринимателя», безусловно обрекая себя на составление гражданско-правового, а не трудового договора, и тем самым лишения поддержки и защиты государства в соответствии с положениями Кодекса законов о труде.

Невнятные формулировки закона об авторском праве, которые не смогли, собственно как и всегда, расшифровать приглашенные юристы из «Lena’s law international boutique», которые и проводили этот семинар. В основном, это касалось определения неимущественных прав, которые невозможно отчуждать по закону, и исключительных прав, которые собственно и отчуждаются в наших договорах, и то ли включает в себя неимущественное право, то ли нет. Конкретного ответа добиться не удалось.

Хорошая новость прозвучала из уст адвоката Независимого профсоюза театра и кино Дениса Кириса. 1 сентября 2015 года Премьер Дмитрий Медведев подписал распоряжение о ратификации пекинской конвенции 2012 года об аудиовизуальных произведениях. Главный смысл можно было бы сформулировать так: Желая совершенствовать охрану прав исполнителей, независимо от передачи исключительных прав, национальное законодательство, индивидуальным или коллективным договором исполнителю может быть предоставлено право получать роялтис или справедливое вознаграждение за любое использование исполнения. Мы, как авторы составной части произведения, попадаем в эту категории. Несмотря на необязательность этого положения, для России это большой шаг в сторону цивилизованных отношений в отрасли.

Он же отметил невозможность, по сути, защиты работников кино средствами профсоюза, поскольку отсутствует другая сторона – нет объединения работодателей, с которыми можно было бы утвердить типовой договор. У каждой компании свой договор, и там сам черт ногу сломит.

Конфликты разбираются в судах, которые занимаются экономическими отношениями, в следствии использования ИП работниками кино, применить трудовое законодательство невозможно. Мы все являемся коммерсантами! Трудовые отношения в кино в настоящий момент невозможны, поскольку в этом случае налоговые нагрузки на бюджет проекта настолько возрастают, что ставят под угрозу реализацию самого проекта.

 Только снижение налоговой базы в кино сможет перенести кинематографистов в сферу трудовых взаимоотношений, а пункты пекинской конвенции, ставшие реальностью на законодательном уровне, сделают эти отношения цивилизованными и поддержат сообщество материально.

На что, думаю, следует обратить особое внимание в нашей борьбе за авторские права. Сколько оно стоит, какая часть суммы договора является платой за отчуждение авторского права и сколько стоит физическая работа в течение 12- 15 часов на съемочной плошадке. Из слов адвокатов, при невыплате вознаграждения, авторское право автоматически возвращается к автору, и, следовательно, нельзя обнародовать аудио-визуальное произведение. Через суд ли,  переговорами ли, но убытки должны быть возмещены.

Гильдия планирует на расширенном собрании , встретиться с Денисом Кирисом и конкретнее поговорить с ним о наших проблемах.

Член Правления Гильдии

Ю.Любшин